Царицын

Царицын Саратовской губернии Саратов и Саратовская губерния

Остановясь на несколько часов в гостеприимной Сарепте по возвращении из последнего путешествия, я спешил в Царицын.

Царицын Саратовской губернии

Он расположен в нагорной стороне при устье впадающей в Волгу речки Царицы. Город побольше Камышина: тысяч шесть населения, шесть церквей, из которых четыре в крепости, а остальные в форштадте. Взорам путника являются значительные площади, рвы и развалины. Церкви небогаты и самые здания не объемисты.

По набережной находится древнее здание магистрата; внутри города каменный гостиный двор, низменный, очень незавидного фасада. Кругом города вал. Река разделяет город на две части; меньшая, к Сарепте, служит как бы предместьем, заключая в себе небольшие, скромные домики. Главные улицы довольно широки, а окрестности живописны: вдали темнеют отлогости гор, роскошные луга; пред вами Ахтуба, вливающаяся в Волгу. Вообще Царицын разделяется на три части: на так называемую крепость, обведенную земляным валом, на форштадты Преображенский и Царицынский.

По Высочайше конфирмованному в 1820 г. на г. Царицын плану, были предположены к построению в крепости присутственные места, в обоих форштадтах по одной приходской церкви, купеческие лавки для хранения товаров.

 

Здесь две ярмарки: Троицкая и Ивановская: главный торг производится скотом. Привоз простирается на первую до 350 т., на вторую на 200 т. руб. сер. Пристань покрывается в ту пору судами различных конструкций. По окончании ярмарки отправляется до 15 т. подвод, нагруженных товарами в Курскую, Воронежскую и прочие губернии, а из Нижегородской ярмарки сплавляются на судах разные товары, также казенный спирт, отправляемый с пристани на Кавказскую линию и в Грузию.

Древность Царицына достопочтенна: ее можно уподобить той эпохе человеческой жизни, которая, упрочивая счастье потомков, может требовать уважения детей своих.

Крутые берега Царицы когда-то были покрыты дремучими, непроходимыми лесами, даже и теперь дотлевают в разных местах остатки пней от огромных дубов. Предание говорит, что эта речка получила свое название от дочери Батыя (которого, как и подобных ему властителей, не называли ханами, а царями). Убежденная в истинах христианской веры, она бежала в Россию, чтобы принять Св.Крещение, но при истоке речки была поймана гонцами отца своего и предана смерти. Так погибла несчастная, и память варварского события сохранилась в названии речки. Другие говорят, что царица, жена Батыя, жившего на р. Ахтубе, прогуливаясь часто на берегах её, оставила свое наименование и речке. 

Читать далее >>>

Царицын Саратовской губернии по запискам статского советника В. Беккера в книге "Воспоминания о Саратовской губернии". 1852 год.

см "Пожары в Царицыне".

приколы бигмир рф

Нет изображений

Читать или скачать книгу